arch_museum (arch_museum) wrote,
arch_museum
arch_museum

Categories:

Архитектура в военной форме / Architecture in Uniform

Казалось бы, ну что может быть общего между Архитектурой и Войной? Ведь первая - о созидании, вторая - о разрушении. По-другому думает Жан-Луи Коэн - историк архитектуры и куратор огромной выставки "Architecture in Uniform"  с подзаголовком "Дизайн и строительство во время Второй мировой войны", которая открывается сегодня в Монреале в Канадском центре архитектуры (CCA). На примере работ из музеев десяти (!) стран-участниц военных действий (Великобритания, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Испания, США и Советский Союз) он показывает, что "война послужила ускорителем технологических инноваций и производства, что привело к превосходству модернизма в архитектуре" (цитата из пресс-релиза выставки).

В период от Герники (1937) и до Хиросимы и Нагасаки (1945) архитекторам пришлось участвовать в разработке новых тактик наступления и защиты, схем размещения мирного населения, концлагерей, воздействовать на способы захвата, разрушения и восстановления городов. Среди них были архитектурные мега-проекты от города по уничтожению людей Освенцима до построенного в рекордные сроки Пентагона и "секретного" ядерного города Оук Ридж в Теннесси.

Вот лишь часть имен столь разных между собой архитекторов, чьи работы можно увидеть на выставке: Альвар Аалто, Вальтер Гропиус, Альберт Кан, Ле Корбюзье, Эрих Мендельсон, Альберт Шпеер, Бруно Зеви, Р.Бакминстер Фуллер и многие другие.

PIa 5961_small
А.В.Щусев. Павильон боевых трофеев. ЦПКиО им. М.Горького. Москва. Перспектива. 1941 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № Р1а 5961.

Нашему музею выпала честь представлять CCCР - десять редких работ из наших коллекций будет показано "вживую" или в каталоге. Среди них - павильон трофеев в московском Парке Горького работы Алексея Щусева, зарисовки развалин Сталинграда Аркадия Мордвинова (на одной из них, между прочим, изображен А.В.Щусев, рисующий вид разрушенного города), проект послевоенного восстановления Смоленска Георгия Гольца, эскиз военной маскировки Смольного (Николай Баранов), военные памятники Андрея Бурова ("Храм славы" - монумент героям Сталинградской эпопеи), Григория Захарова (Пантеон героев войны), Ильи Голосова (памятник защитникам Москвы), Якова Белопольского (памятник Советскому солдату в Трептов-парке в Берлине).  Вот они:

PIa 10410_small
Н.В.Баранов. Маскировка Смольного, Ленинград. Перспектива. 1941 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 10410.
Здание было закрыто маскировочными сетями, на которых создали декорацию крон деревьев, сливающихся с окружающим парком.


PIa 8598-5_small
А.Г.Мордвинов. Лист из альбома «Зарисовки Сталинграда». А.В. Щусев на зарисовке. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 8598/5.


PIa 8598-3_small
А.Г.Мордвинов. Лист из альбома «Зарисовки Сталинграда». Привокзальная площадь. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 8598/3.


PIa 8598-10_small
А.Г.Мордвинов. Лист из альбома «Зарисовки Сталинграда». Привокзальная площадь. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 8598/10.


PIa 5122-2_small
И.А.Голосов. Монумент защитникам Москвы. Конкурсный проект. Перспектива. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 5122/2.


Р1а-5112-2_small
Г.А.Захаров. Пантеон героям Великой отечественной войны.
Конкурсный проект. Первая премия. Перспектива. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 5112/2.


PIa 5523_small
А.К.Буров. Монумент Сталинградской эпопеи. «Храм славы». Аксонометрия. 1943 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 5523.


PIa 12809-2_small
Я.Б.Белопольский. Памятник советскому воину-освободителю. Берлин, Трептов парк.
Перспектива. 1946-49 гг. Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 12809/2.


PIa 11704-1(1 part)_small
Г.П.Гольц. Реконструкция и восстановление Смоленска.
Панорама города со стороны Днепра. 1945 г.
 
PIa 11704-1(2 part)_small
Г.П.Гольц. Реконструкция и восстановление Смоленска.
Панорама города со стороны Днепра. Состоит из двух частей. 1945 г.
Из коллекций музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № РIа 11704/1,7.


HB_06539_C
Танковый арсенал "Крайслер". Warren Township, Мичиган. Арх. Альберт Кан и коропорация "Крайслер", 1941.
Автор фото Hedrich-Blessing. © Музей истории Чикаго, HB-06539-C


PH2000_0393
Производство бомб в компании Форд Моторс. Willow Run, Michigan Арх. Альберт Кан. 1942. Автор фото: Hedrich-Blessing.
Из коллекций Кандского центра архитектуры. PH2000:0393. Дарение Federico Bucci. © Chicago History Museum, HB-07074-G.


OL_301_002_crop
Группа художников по камуфляжу за работой в Форт Бельвуар. Вирджиния, США.
Из книги Robert P. Breckenridge, Modern Camouflage: The New Science of Protective Concealment, 1942.


OL929
Временное жилье (ангары) Quonset Huts. Арх. Myron Goldsmith. Наброски экстерьеров и интерьеров. 1942-45.
Из коллекций Кандского центра архитектуры. Архив Myron Goldsmith.
Всего было произведено 170 тыс. таких ангаров.


OL 276
Инструкция на случай авианалета, Токио, 1943.
The Wolfsonian-Florida International University, Miami Beach, Florida,
The Mitchell Wolfson, Jr. Collection, XB2002.07.26.034


OL 061_AtlanticWall_8Bit
"Атлантическая стена. 1943 - это не 1918" Немецкий плакат, отпечатанный в Нидерландах, 1943.
The Wolfsonian-Florida International University, Miami Beach, Florida, The Mitchell Wolfson, Jr. Collection, XX1990.2907.

"Атлантическая стена" - это система 15 тысяч немецких береговых укреплений из бетона на 2700 км побережья от Норвегии до Бискайского залива. 

Музеи-участники выставки: Akademie der Künste, Berlin; the Art Institute of Chicago; the Deutsches Architektur Museum Frankfurt; Fondation Le Corbusier, Paris; Museum of Modern Art, New York; the Nederlands Architectuurinstitut, Rotterdam; the Royal Institute of British Architects and the Victoria & Albert Museum, London; the Wolfsonian - FIU, Miami Beach; Государственный музей архитектуры им.А.В.Щусева, Москва и другие.
Выставка продлится в Монреале до 18 сентября, а после поедет в Роттердам и Рим.
Tags: 1940-е, Гольц, Щусев, графика, наши выставки там
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments