красный на белом, Основной

arch_museum


Музей архитектуры

имени А.В. Щусева


Previous Entry Share Next Entry
"Палладио в России"
красный на белом, Основной
arch_museum
С 24 апреля по 26 июля 2015 года в Хлебном доме Музея-заповедника «Царицыно» и в Анфиладе главного здания нашего музея будет проходить грандиозная выставка "Палладио в России". Экспозиция поделена на две части: "I часть: от барокко до модерна" будет представлена в Царицыно, а "II часть: двадцатый век" - в нашем музее.


Портрет Андреа Палладио. Около 1600 г. (?) Неизвестный итальянский художник конца XVI–XVII в. Холст, масло. Частное собрание, Москва (Из коллекции И. В. Жолтовского)

Итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508–1580) безоговорочно признан всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире. Для России Палладио имеет особое значение – палладианство определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии. В сентябре-ноябре 2014 года в венецианском музее Коррер прошла выставка «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», организованная ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева. Этот проект Министерства культуры Российской Федерации, реализованный в рамках официальных программ Года туризма России в Италии 2014, вызвал большой интерес итальянской публики. Теперь с ним можно познакомиться и в Москве: расширенная версия проекта будет показана сразу на двух площадках: в Музее-заповеднике «Царицыно» и Музее архитектуры имени А.В. Щусева.


Садовый фасад Таврического дворца.  Конец XVIII в. Бенджамен Патерсен (1750–1815).  Холст, масло, Государственный Эрмитаж.

Истории русского палладианства до 1917 года посвящена экспозиция в Царицыне. Впервые имя Палладио было написано по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно – это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.


Модель виллы Ротонда, 1935 г., Александр Петрович Любимов (1885 - 1939).  Дерево резное, масляная краска. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств

Капитель пилястры  коринфского ордера. Вторая половина XVIII в . ( ? )  Неизвестный мастер  XVIII в. Дерево. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио падает на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, Джакомо Кваренги. При Екатерине сформировался замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и правоверных палладианца определили неоклассицизм – стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. «В моем отечестве да будет вкус Палладиев», – так сформулировал свою задачу русский архитектор Львов: интенсивное строительство, начатое по всей России именно в екатерининское время и преобразившее ее облик, неразрывно связано с именем вичентинца.


Проект дровяного сарая в усадьбе Никольское-Черенчицы. Фасад и план. 1780–1790-е гг. Николай Александрович Львов (1753–1803).  Бумага, тушь, акварель. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева


Собор Вознесения Господня в Софии близ Царского Села. Конец 1780-х – начало 1790-х гг. Джакомо Кваренги (1744 – 1817).  Бумага, тушь, кисть, перо. Государственный музей истории Санкт-Петербурга


Разрез Софийского собора в Царском Селе. Около 1782 г.  Чарльз Камерон (1743? – 1812). Бумага, перо, тушь, акварель. Государственный Эрмитаж

Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда без преувеличения можно назвать самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии, знака утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ помещичьего дома с фронтоном и портиком, отражающегося в водной глади – чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.

Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.


Усадьба Ахтырка, 1911–1916 гг. Василий Васильевич Кандинский (1866–1944). Дерево, масло. Череповецкое музейное объединение

Советское палладианство ХХ века, представленное в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева – поистине феноменальное явление. И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев, начинавшие свой творческий путь до революции, и в СССР создавали произведения, пронизанные духом Палладио. Лаконичность палладианского стиля оказалась близка авангардной эстетике революции (известно, что К. Мельников был горячим поклонником творчества великого вичентинца), а затем влияние Палладио заметно и в сталинской архитектуре, возникшей из сложного сплава неоклассики и авангарда. Отдельный зал выставки посвящен творчеству И. Жолтовского, наиболее последовательного палладианца. Завершает экспозицию работа А. Бродского, созданная в преддверии третьего тысячелетия.


Конкурсный проект Ленинградского Дома Советов 1936 г. Лев Владимирович Руднев (1885–1956), Владимир Оскарович Мунц (1903–1974), Леонид Бернардович Сегал (1909–?) при участии Ю.Татарникова и Э. Радзиевского. Бумага, дублированная на ткань, акварель, тушь. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.


Дворец культуры Московско-Нарвского района Ленинграда, 1925-1927 гг.. Александр Иванович Гегелло (1891–1965), Давид Львович Кричевский (1892–1942). Бумага, карандаш, тушь, акварель  Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева

Экспозиция впервые позволяет проследить всю трехсотлетнюю историю русского палладианства, включая значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов. Палладианство вошло в плоть и кровь русской культуры, так что влияние Палладио вышло далеко за рамки архитектуры. Поэтому на выставке представлены не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский, Кандинский и Суетин.


Бабушкин сад. 1878 г. Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927). Холст, масло Государственная Третьяковская галерея

На выставке представлены работы из коллекций Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, Государственного музея-заповедника «Царицыно» , ­Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино», а также других музеев и частных собраний.
Кураторы выставки: научные сотрудники Эрмитажа Аркадий Ипполитов и Василий Успенский.

Выставку сопровождает каталог на русском языке, подготовленный кураторами, сотрудниками Эрмитажа - А.В. Ипполитовым и В.М. Успенским.

Подробная информация: http://muar.ru/component/k2/item/772-palladio-v-rossii

?

Log in

No account? Create an account